Моделирование распространения шума в жилой застройке может осуществляться в масштабе от 1 : 5 до 1 : 10. Выбор масштаба определяется конкретными условиями поставленной задачи. При этом следует принимать во внимание, что слишком крупный масштаб затрудняет изготовление, транспортирование и установку моделей и увеличивает стоимость работ, а слишком мелкий не позволяет правильно воспроизвести натуру и приводит к большим погрешностям при измерениях.
Исходя из этих соображений .и размеров рабочей площадки акустического полигона принят масштаб 1 :10.
В настоящее время для оценки и нормирования транспортного шума широко используются уровни звука в дб А. Поэтому исследования на моделях жилой застройки следует вести на частотах звука, характерных в спектрах транспортного шума и притом таких, уровни на которых в той или иной степени эквивалентны по значению и характеру изменения уровням звука, измеряемым пп кривой коррекции Л. Специальные исследования показали, что такими частотами в спектрах шума автотранспортных «потоков и железнодорожных поездов являются соответственно 500 и 800 гц, что соответствует 5000 и 8000 гц на модели.
В качестве материала для моделей зданий исходя из практических соображений была применена фанера. Сравнение коэффициентов звукопоглощения строительных материалов, используемых для облицовки жилых домов, и фанеры толщиной 4 мм на моделируемых частотах показано, что эти коэффициенты разнятся незначительно, и значит фанера вполне пригодна для подобных исследований. Для изготовления моделей зданий ее набивали на жесткий каркас из деревянных брусков.
1 Исследования шроведены совместно НИИ стройфизики, ЦНИИП градостроительства. МИСИ им. Куйбышева и Волгоградским институтом инженеров городского хозяйства в 1066—/1969 iir.
Поверхность рабочей площадки полигона, на которой устанавливались модели, на первых этапах исследований не моделировалась и представляла собой уплотненный катком грунт. Однако такая площадка не дает возможности достигнуть полного соответствия результатов измерений на моделях натурным результатам, а также вызывает трудности технического характера. Поэтому позднее были подготовлены асфальтовая и бетонная площадки, которые достаточно точно моделируют поверхность территории жилой застройки. На обе площадки размерами 20X30 м каждая нанесена координатная сетка с ячейками 2X2 м, все точки сетки пронумерованы и приняты за постоянные точки измерений. Это позволило увязать между собой все исследуемые варианты застройки.
Источники шума, используемые для имитирования шума транспортных потоков, в 'Процессе исследований на акустическом полк-гоне неоднократно менялись и (совершенствовались. Выбор источников шума определялся: достаточно высокой звуковой мощностью на частотах 5000 и 8000 гц. ненаправленностью, соответствием размеров излучающей поверхности источников шума размерам автомобилей, стабильностью работы во (времени. Как показали измерения, использованные на тертом этапе, исследований,сферические источники шума, составленные из шести громкоговорителей типа 4ГД-7, не обладают достаточной звуковой мощностью. Кроме того, чтобы избежать наложения фаз, каждый громкоговоритель должен излучать свой собственный шумовой сигнал. Последнее условие практически не удалось осуществить.